Благотворительный фонд Защита детей от насилия

Главная картинка

«Реализация Модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

Состоялась пресс-конференция с участием заместителя руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Аллы Зауровны Дзугаевой на тему: «Реализация Модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей».


I. Обоснование разработки Модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве.

В настоящее время Указы Президента Российской Федерации[1], поручения Правительства Российской Федерации, утвержденная и принятая в городе Москве Национальная стратегия действий в интересах детей до 2017 года определили в качестве основного ориентира государственной политики в сфере защиты детства – сохранение кровной семьи для ребенка и обеспечение приоритета семейного воспитания детей, утративших родительское попечение.

Статистический анализ за последние 5 лет (2008-2012 годы) свидетельствует о том, что в настоящее время в сфере профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), наблюдается ряд устойчивых тенденций:

1. Сокращение количества выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Сокращение количества детей, родители которых лишены родительских прав.

3. Сокращение количества детей, отобранных при непосредственной угрозе жизни или здоровью.

4. Сокращение количества детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на все формы семейного устройства.

Основной формой семейного устройства в городе Москве в 2012 г. остается безвозмездная опека (попечительство), осуществляемая преимущественно родственниками детей, доля которой составляет 66% от общего количества детей, переданных на различные формы семейного устройства. Доля усыновленных детей составляет 21% и существенно не меняется на протяжении последних пяти лет. Доля детей, переданных на возмездную опеку и попечительство (в приемные и патронатные семьи), – 13 %.

Отмечается рост количества детей, передаваемых на возмездную опеку, и сокращение количества детей, устраиваемых на безвозмездную опеку.

Произошедшее за последние годы увеличение количества детей, переданных на возмездную опеку, прежде всего, связано с ростом материального стимулирования.

По состоянию на 1 января 2013 г. из общего количества детей, оставшихся без попечения родителей, 77% (14 294 дет.) воспитывалось в семьях[2] и 23% (4 258 дет.) находилось в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом 89% детей (3 628 человек), помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети в возрасте от 3 до 18 лет, соответственно лишь 11% детей (451 человек) – дети в возрасте до 3 лет.

Для решения проблем по защите прав детей разработана Модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве (далее – Модель), определяющая первоочередные меры, направленные на реформирование работы:

1. В сфере профилактики социального сиротства, цель которой – сохранение ребенка в кровной семье и оказание своевременной индивидуальной помощи семьям с детьми.

2. В сфере семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, цель которой – существенное сокращение числа детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях, и не допущение вторичного социального сиротства в случае устройства ребенка на воспитание в замещающую семью.

 

II. Организационно-правовые основы реализации Модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве.

Законами города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», от 9 июля 2008 года № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы», от 14 апреля 2010 года № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года № 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» и соответствующими ведомственными нормативными актами в целом созданы правовые основы для организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, детей, оставшихся без попечения родителей, организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы, сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатного патроната в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

С 2012 года в городе Москве начались организационные изменения, которые привели к устранению во многих сферах деятельности межведомственных барьеров и созданию вертикали управления организациями и специалистами.

На Департамент социальной защиты населения города Москвы возложены полномочия по контролю за осуществлением органами местного самоуправления переданных им полномочий города Москвы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних. С 1 мая 2013 г. переданы полномочия по опеке и попечительству от 58 органов местного самоуправления в районные управления социальной защиты населения города Москвы с созданием соответствующих отделов.

Департаменту социальной защиты населения города Москвы переданы в ведомственное управление практически все учреждения, в которых содержатся и воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, а также все учреждения по работе с семьями с детьми.

На сегодняшний день система этих учреждений состоит из:

26 центров социальной помощи семье и детям;

72 отделений социальной помощи семье и детям;

11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних[3];

21 детского дома;

9 школ-интернатов, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей.

Проведенные изменения обеспечивают организационную основу для внедрения новой Модели.

III. Описание Модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве.

Стратегическая цель Модели – формирование системы, которая обеспечит право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

В случае же утраты родительского попечения должны быть предприняты все меры к устройству ребенка в замещающую семью, а не в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Срок реализации Модели – 2013-2016 годы.

Целевыми группами профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве по состоянию на 1 января 2013 г. являются:

• 2,1 тыс. безнадзорных детей;

• 12 беспризорных детей;

• 5,2 тыс. несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в центрах социальной помощи семье и детям, которые проживают в 3,1 тыс. семей, состоящих на учете в качестве находящихся в социально опасном положении[4];

• 19,7 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты).

Основные направления реализации Модели.

Реализация Модели будет обеспечиваться на основе следующих ключевых мероприятий:

1. Организация индивидуальной профилактической работы с каждой семьей, находящейся в социально опасном положении. Ведение единого процесса поддержки семьи и защиты прав ребенка, начиная от выявления запроса на помощь или защиту до завершения работы по реабилитации семьи, защите прав ребенка.

2. Преобразование существующей сети детских домов, школ-интернатов, социально-реабилитационных центров и домов ребенка в центры содействия семейному воспитанию.

3. Развитие форм квалифицированного замещающего воспитания для детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (приемная, патронатная семья). Изменение подхода к организации работы по подбору замещающих семей от существующего в настоящее время преимущественно заявительного к активно-поисковому.

4. Подготовка кадров с целью формирования профессиональных компетенций и изменения профессионального менталитета специалистов в сфере защиты прав детей, ориентированного на семейное воспитание детей.

5. Проведение на постоянной основе широкомасштабных информационно-просветительских кампаний, пропагандирующих различные формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Развитие системы стимулирования (в том числе нематериального) и повышения социального статуса усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей.

7. Вовлечение гражданского сообщества, благотворительных, негосударственных некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решение проблемы преодоления социального сиротства и развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 

IV. Ожидаемые результаты реализации Модели, критерии и показатели эффективности.

Реализация Модели позволит:

1. Создать в городе Москве единое профилактическое и реабилитационное пространство. Вся работа с детьми и семьями будет осуществляться на «земле» и сосредоточена в районах города Москвы. Район можно рассматривать как некую «сотовую» единицу, город будет состоять из 115 «сот» в 11 административных округах, в каждом их которых будет обеспечен полный набор услуг и необходимых форм помощи и социальной поддержки всем целевым группам детей и семей.

2. Предоставить каждому ребенку, нуждающемуся в помощи государства, условия и услуги для достижения наилучшего результата для его развития и самореализации.

3. Обеспечить максимально возможному числу детей, нуждающихся в помощи государства, право жить и воспитываться в семье. Детям и их семьям (кровным или замещающим) будет обеспечен необходимый набор услуг в соответствии с потребностями развития ребенка и возможностями семей в их обеспечении.

4. Создать для детей, которым не будет обеспечено их право жить и воспитываться в семье, условия для воспитания в группах семейного типа в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в группах сопровождаемого проживания.

Оценка эффективности Модели будет осуществляться на основе системы мониторинга оценки промежуточных и итоговых результатов.

В основе оценки эффективности Модели будет положено достижение результата для каждого ребенка и его семьи. Будет организован мониторинг развития ребенка и мониторинг выполнения планов индивидуальной реабилитации ребенка и семьи.

Важным условием эффективности реализации Модели является политика информационной открытости, направленная на предоставление обществу полной и объективной информации о целях и задачах социальной политики в области профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, ходе ее реализации, возникающих проблемах и путях их решения, возможности каждого жителя города Москвы внести личный вклад в защиту детства.

Ключевыми показателями и индикаторами эффективности реализации Модели являются:

1. Сокращение числа детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 75%. Планируемая средняя наполняемость таких организаций – до 30 детей, наполняемость групп 6-8 детей.

2. Сокращение числа детей, чьи родители лишены или ограничены в родительских правах, на 35%.

3. Увеличение доли детей, переданных на семейные формы, в общей численности ежегодно выявляемых детей, остающихся без попечения родителей, на 15%.

Представленный прогноз динамики основных показателей сделан на основе сложившейся в настоящее время социально-экономической и демографической ситуации и прогноза ее дальнейшего развития в городе Москве. Он представляет собой реалистический сценарий внедрения предлагаемой Модели и позволит вывести город на качественно новый уровень решения проблем профилактики социального сиротства и развития форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.



[1] Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

[2]Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве детей, оставшихся без попечения родителей, является целевым индикатором и показателем во всех государственных программах

[3]СРЦ «Возрождение» носит специализированный характер и предназначен для наркозависимых несовершеннолетних

[4] Понятия «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении» определены в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Если вы хотите поддержать наши программы, воспользуйтесь платформой "ДОБРАЯ-ПОКУПКА.РФ".  Подробнее

Сайт поддерживается на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство» (http://civildignity.ru).

    Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Защита детей от насилия». Контакты: +7 (965) 420-54-75, e-mail: info@zadetej.ru