Благотворительный фонд Защита детей от насилия

Главная картинка

Рекомендации участников круглого стола «Социальные инвестиции в НКО» (организатор — Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека)

Участники Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» представили рекомендации по стимулированию негосударственных доноров, увеличения объема негосударственных инвестиций в СО НКО и повышения их эффективности. Итоговый документ содержит семь рекомендаций, большая часть предложений описана
Представляем пакет рекомендаций по привлечению негосударственных инвестиций в НКО. Документ будет представлен в администрацию Президента РФ, Общественную палату РФ.
Рекомендации участников круглого стола «Социальные инвестиции в НКО» (организатор — Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека).



В России на сегодняшний день достигнут впечатляющий прогресс в развитии благотворительности частных лиц, бизнеса и фондов. Объем социальных инвестиций крупных российских компаний сопоставим с мировым: они жертвуют на благотворительность от одного до трех и более процентов от своей прибыли. Партнерами в реализации программ социальных инвестиций компаний нередко являются социально ориентированные НКО. Они же выступают и как важнейший объект этих инвестиций. Однако далеко не все компании ориентируются на подобный подход в реализации социальных программ в рамках своей корпоративной ответственности. Кроме того, компании отмечают, что далеко не всегда могут найти профессиональных надежных партнеров среди НКО. В некоторых регионах присутствия компаний таковые полностью отсутствуют, нет и ресурсных центров НКО, которые могли бы поддерживать начинающие организации.

Для тиражирования лучших практик, для стимулирования негосударственных доноров, увеличения объема негосударственных инвестиций в СО НКО и повышения их эффективности необходимо предпринять ряд мер. Участники круглого стола, в частности, рекомендуют:

1) Разработать систему налогового стимулирования благотворительной деятельности бизнеса. Россия является сегодня единственной среди развитых стран, где полностью отсутствуют налоговые стимулы для корпоративных благотворителей. Здесь возможны разные подходы, в том числе не предполагающие никаких выпадающих доходов бюджета.

Предлагается принять следующие поправки в федеральное законодательство:

— В Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Поправки предусматривают признание пожертвований на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческих организаций благотворительной деятельностью, если такие пожертвования осуществляются в целях, соответствующих целям благотворительной деятельности.

— В статьи 270 и 274 части второй Налогового кодекса РФ». Изменения предусматривают предоставление налогоплательщикам налога на прибыль организаций права уменьшить полученную в текущем налоговом периоде налогооблагаемую прибыль на сумму денежных средств, перечисленных налогоплательщиком некоммерческим организациям в виде пожертвований, в пределах действующего лимита расходов на иные виды рекламы, установленного абзацем пятым пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (один процент выручки от реализации), и одного процента внереализационных доходов. Таким образом, предлагается предоставить налогоплательщикам право выбора между текущими расходами на спонсорство, проведение розыгрышей и пожертвованиями некоммерческим организациям, которые создают налогоплательщикам положительный имидж и соответствующий эффект от которых будет долгосрочным.

— Устранить препятствия к безвозмездной передаче НКО товаров народного потребления в качестве гуманитарной помощи нуждающимся. Для этого приравнять налогообложение товарных пожертвований к налогообложению утилизации товаров народного потребления.

Также эксперты предлагают рассмотреть возможность включения затрат бизнеса на социальные программы, реализуемые СО НКО, в перечень затрат, снижающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

2) Сформировать систему поощрения и морального стимулирования негосударственных доноров, в частности, корпоративных (награды, общественные статусы и др.), а также поощрения и тиражирования лучших практик, просвещения пока еще не вовлеченных в процесс социальных инвестиций российских компаний. Для этого ввести должность чиновника высокого уровня, ответственного за формирование государственной политики в сфере корпоративной социальной ответственности и благотворительности, за разработку и внедрение государственной Концепции содействия развитию корпоративной социальной ответственности и социальных инвестиций; обязать государственные СМИ, в первую очередь, телеканалы, регулярно освещать деятельность социальных инвесторов и СО НКО, реализуемые ими проекты.

3) В целях повышения привлекательности НКО как объекта социальных инвестиций для негосударственных доноров требуется содействие их устойчивому развитию. Для этого необходимо поддержать развитие социального предпринимательства (платной деятельности) в НКО, закрепив данный термин в законодательстве. Необходимо устранить административные барьеры для ведения НКО деятельности, приносящейся доход, в частности, отменив требование ведения раздельного учета в случае, если НКО применяет упрощенную систему налогообложения. Кроме того, надо обеспечить доступ НКО к инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса, центрам поддержки предпринимательства. Предусмотреть возможность создания центров инноваций в социальной сфере на базе действующих ресурсных центров НКО.

Необходимо обеспечить реальный доступ СО НКО к государственному заказу, прозрачность конкурсных процедур и их результатов, а также общественный контроль в этой сфере. Считаем целесообразным, в частности, наделить соответствующими полномочиями общественные советы при органах исполнительной власти.

Ускорить утверждение и принятие дорожной карты «Поддержка доступа организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», разработанной Агентством стратегических инициатив совместно с Минэкономразвития РФ и внесенной в Правительство РФ 1 декабря 2014 года.

В перспективе участники обсуждения предлагают рассмотреть возможность введения дополнительных налоговых мер стимулирующего характера, в частности, льготы по налогу на прибыль и НДС для НКО, занимающихся платной деятельностью (социальных предприятий).

4) Для стимулирования создания новых НКО (стартапов) упростить систему регистрации, предусмотрев возможность заявительной формы в электронном виде с регистрацией по месту жительства. На период становления НКО (до трех лет) упростить для них порядок отчетности и налогообложения в случае, если они не претендуют на особый налоговый статус, в том числе при незначительных однократных нарушениях ведения учета ограничиваться предупреждениями. Для небольших НКО предусмотреть отчетность и учет по аналогии с индивидуальными частными предпринимателями. Для НКО, не претендующих на особый налоговый статус, который планируется предоставлять социально ориентированным организациям, привести процедуры регистрации, отчетности и добровольной ликвидации в соответствие с теми, которые предусмотрены для малого бизнеса. Внедрять программы государственной финансовой поддержки начинающих НКО на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.

Отказаться от 10-процентного секвестирования Программы поддержки СО НКО, реализуемой Минэкономразвития РФ в целях развития инфраструктуры некоммерческого сектора. Напротив, в качестве антикризисной меры они предложили увеличение финансирования данной программы не менее, чем на 10 процентов. Создавать подобные программы поддержки инфраструктуры НКО в субъектах РФ.

5) Развивать культуру оценки проектов НКО с целью повышения качества их работы и эффективности социальных инвестиций. Ввести обязательное проведение независимой оценки проектов и публикацию их результатов в случае, если проекты финансируются из государственных источников. Организациям – операторам президентских грантов показать пример открытости и прозрачности, публикуя в публичном пространстве перечни всех поданных на конкурсы и поддержанных проектов, а также отчеты об их реализации, выделенных средствах. Способствовать совершенствованию системы открытых данных министерств социального блока, в том числе с участием НКО, и активно привлекать НКО к использованию открытых данных для оценки результатов их собственных проектов.

6) В целях системного развития социального инвестирования рекомендовать всем министерствам социального блока определить заместителей министров, ответственных за развитие взаимодействия с негосударственными инвесторами и СО НКО; перейти на исключительно конкурсную, прозрачную и открытую поддержку проектов НКО. Поручить Министерству экономического развития РФ координировать эту деятельность.

7) Предложить бизнес-ассоциациям в целях дальнейшей поддержки СО НКО содействовать развитию корпоративного волонтерство в НКО, выражающегося, в частности, в передаче навыков корпоративного управления, маркетинга, финансового планирования, управления персоналом. Стимулировать вхождение представителей бизнеса в управляющие советы СО НКО с целью развития культуры корпоративного управления и подотчетности в секторе.

 

Источник: 15.01.2015 http://www.asi.org.ru/rekomendatsii-ekspertov-po-privlecheniyu-sotsialnyh-investitsij-v-nko/

Сайт поддерживается на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство» (http://civildignity.ru).

    Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Защита детей от насилия». Контакты: +7 (965) 420-54-75, e-mail: info@zadetej.ru